руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
09 янв.
19:51
Журналы
И не спрашивай , я не знаю.
© Saks

Энциклопедия / Нахичевань

Изменить категорию | Все статьи категории

Мавзолей Карабаглар, Нахичевань

19.12.2008

Селение Карабаглар, на окраине которого находятся сооружения ансамбля, раскинулось у подножья Зангезурского хребта. Разбросанные по древним могильным полям руины небольших мавзолеев, стены укреплений с башнями, идущая с гор разветвленная система водопровода — все это говорит о существовавшем здесь некогда крупном городском поселении. Видимо к нему относится упоминание в XVII веке города Карабаглар на пути из Нахичевани в Ереван, утопавшего в садах и обладавшего большим количеством различных сооружений — 10.000 домов, 70 мечетей, из них 40 с минаретами и т.д. Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш.
Сохранившиеся здания ансамбля — соединенные порталом минареты и мавзолей — и теперь производят неизгладимое впечатление. Фрагментарно сохранившиеся надписи зданий не содержат дат или имен мастеров, но особенности стиля и строительной техники позволяют отнести мавзолей к правлению Абу-саида Бахадур-хана (1319-1335 гг.), а минареты — к XII веку. В ансамбле главенствовал круглый в плане мавзолей. На облицованном крупными каменными плитами цоколе стоит его корпус, абрис плана которого усложнен 12-ю сомкнутыми полуцилиндрами. Поверхность корпуса покрыта полихромным ковром узорчатой облицовки. Сочетание бирюзовых поливных и простых кирпичей образует сетку поставленных на угол больших квадратов, заполненных гирифтовым орнаментом повторяющейся надписи из Корана. Узор облицовки завершен широкой фризовой надписью, окаймленной узкими терракотовыми плетениями. Молочно-белая глазурь выполненной несхом надписи и яркая бирюза растительного орнамента четко вырисовываются на глубоком темно-синем поле фриза.
Эффектно выделены 4 портала верхней камеры. Центрами южного, западного и восточного порталов являются стрельчатые арки со сталактитовыми заполнениями. В композицию порталов включены филенки с надписями, выполненными несхом и стилизованным "куфи". В западном и южном порталах преобладают стилизованные растительные орнаменты; в восточном — геометрический. Стволы колонок и их кубические капители также одеты наборной мозаикой. Северный портал отличается своей заглубленностью в толщу стены.
Усложнившаяся система сталактитов подчеркивает линию архивольта, заполняя пространство арочной ниши. В орнаментальные узоры портала скупо вкраплена золотистая полива, в убранстве мавзолея более не встречающаяся. Благодаря глубоким нишам по сторонам центрального квадрата склеп мавзолея приобрел форму равноконечного креста. Он перекрывался крестовым зеркальным сводом. Стены облицованы двумя рядами чистотесаных каменных плит, над которыми несколько выступает кирпичная кладка пят свода. Верхняя камера — правильный 12-гранный объем вытянутых пропорций. Заглубленные в стены прямоугольные ниши обрамляют более узкие стрельчатые ниши. Верх 12-гранника охватывает двухярусный сталактитовый карниз, служащих переходом к внутреннему куполу, который сложен из каменных блоков. Детали ячеек карниза — из гяжевого раствора, армированного деревом.
Основания двух соединенных порталом минаретов — вытянутые прямоугольные призмы. Фасады оснований обработаны узорчатой кладкой, обрамленной трехлопастными стрельчатыми арками. Невысокий восьмигранный объем служит переходом к цилиндрическим стволам минаретов, сложенным из лекального кирпича. В вертикальные швы кладки вставлены узкие кирпичики с бирюзовой поливой. Рисунок кладки переходит в широкий пояс арабоязычной надписи, начинающейся на стволе одного минарета и оканчивающейся на другом. Надпись выполнена четким куфи, близким к почерку фризовой надписи мавзолея Момине-хатун. Терракотовые буквы размещены на бирюзовом фоне — этот прием сравнительно редок в архитектуре средневекового Азербайджана.
Верх минаретов сильно разрушен. Внутри минаретов вьются узкие винтовые лестницы, сложенные из обычного плиточного кирпича (20х20х5 см). На различных уровнях кладки минаретов сохранились остатки пят сводов, обнаружены также многочисленные остатки стен. На месте ныне существующего портала раньше был значительно больший, о чем свидетельствуют фрагменты кладки, выступающие в просвете между минаретами. Глазурь мозаичной орнаментации портала уступает качеству поливы минаретов и мавзолея, фон — черный. Глазурь покрыта сеткой волосяных трещин (краклэ) и слабо связана с черепком. Мотивы орнамента убранства мавзолея в декоре портала минаретов не встречаются. Остатки надписи несхом говорят о приказе о построении здания и имя "...джехан Куди-хатун". Возможно, что здесь упомянута Куфи-хатун, одна из жен Хулагу-хана, мать Текудера — Султана Ахмеда.

Раскопки 1940 года обнаружили между минаретами и мавзолеем стены здания, перевязь кладки которого с кладкой минаретов говорит об их одновременности. Конфигурация плана и размеры помещений напоминают ханегу. Стены здания обрываются недалеко от мавзолея.
Особенности архитектурного убранства мавзолея говорят, что к его сооружению были привлечены мастера различных строительных профессий. Несмотря на общность композиции и художественного облика порталов, своеобразна прорисовка архивольтов арок. Есть узоры, не встречающиеся в других порталах. Единые по почерку надписи различно трактованы и размещены на плоскостях; многообразны украшения, включенные в рисунок надписей; различно разрешены стыки лент орнамента, по рисунку общих для нескольких порталов. Но бесспорно руководство зодчего (ал-бенна) — автора проекта, руководившего строительством, как в XII, так и в XIV веке.
Характеризуя архитектуру мавзолея следует отметить его ''гофрированную'' поверхность, в значительной мере определяющую художественную выразительность облика. Этот прием получил чрезвычайно широкое распространение как во времени, так и территориально. Этот метод первоначально встречается и широко применяется главным образом в раннефеодальных оборонительных сооружениях Закаспия. Распространение его в мемориальных (мавзолеи Карабаглара, Радкана, Кишмара) и культовых (минареты Дели и Джар-Кургана) сооружениях относится к значительно более позднему времени. В творчестве азербайджанских зодчих тебризец Бадр-ад-дин применил его в Конии (1273-74 гг.), построив мавзолей Джелал-ад-дина Руми. Другой уроженец Тебриза, зодчий Ахмед-шах, также успешно применил его в барабане купола мечети Мирджанийа (1356-57 гг.) в Багдаде. Позднее (1535-1536 гг.) прием этот встречается в подкупольном барабане дворца Османа Хан-Султана в Ардебиле. Наиболее близкая аналогия мавзолею в Карабагларе — мавзолей в Барде (1322г.).


 
Сайт: http://www.azeri.ws/culture/architecture.shtml


Журналы
Остров
© Leshinski