руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
09 янв.
20:24
Журналы
Куплю остров
© Portu

Энциклопедия / Леонардо да Винчи

Изменить категорию | Все статьи категории

Леонардо да Винчи

19.1.2005

Леонардо - самый многогранный персонаж эпохи итальянского Возрождения, а может быть, всех времен и народов. Это великий художник, автор «Джоконды», «Тайной вечери» и других непревзойденных шедевров. Однако его гений не ограничивался изобразительным искусством. Леонардо занимался фундаментальными исследованиями во многих областях науки и техники и оставил более семи тысяч страниц записей и рисунков, отражавших его идеи и разработки. Многие из проектов Леонардо да Винчи невозможно было осуществить при его жизни. Некоторые из них, как, например, проекты летательных аппаратов, реализовались только через столетия.

Сын нотариуса и крестьянки
Город Винчи в Тоскане и сейчас невелик. Всего-то 14 000 жителей. Многие из них трудятся на окрестных виноградниках. Так было и 500 с лишним лет назад, когда местный нотариус, синьор Пьетро, прижил от молодой крестьянки Катерины (возможно, своей же работницы) сына, которого назвал Леонардо. Кроме имени и социального положения, о его матери ничего не известно. Отец же был потомственным нотариусом в четвертом поколении и землевладельцем, входил в число состоятельных горожан. Однако фамилия его нигде не упоминается. Даже когда он впоследствии переехал во Флоренцию и завел там собственное дело, его по-прежнему звали Пьетро да Винчи (итальянский предлог da соответствует русскому «из»). Леонардо да Винчи стал зваться и его незаконнорожденный сын, который появился на свет 15 апреля 1452 года.
Отец признал Леонардо, даже присутствовал на его крестинах, но затем отправил вместе с матерью в загородное поместье. Сам же синьор Пьетро женился на девушке своего круга. Но молодая жена оказалась бесплодной. Возможно поэтому, когда Леонардо исполнилось пять лет, отец не стал больше ждать законного прибавления семейства и взял первенца в городской дом. Об этом есть запись в налоговом реестре города Винчи за 1457 год.
В городе Леонардо оказался на попечении многочисленной родни: дедушки, бабушки, отца, дяди и приемной матери. Его образование было, очевидно, таким же, как у всякого мальчика из хорошей семьи в маленьком городе того времени: чтение, письмо, азы математики, латынь. Латинский давался ему с трудом, и он будет бороться с ним всю жизнь, потому что большинство необходимых ему книг были написаны на этом языке.
Подростком Леонардо переехал вместе с семьей отца во Флоренцию. В 1460 – 1470-е годы город славился выдающимися учеными: математиками, инженерами, врачами, географами, астрологами, которые оказали влияние на формирующийся ум юного Леонардо. Весьма вероятно, что он специально искал общения с этими людьми. Если кто-либо обладал интересующими его знаниями, он спрашивал все, что хотел знать. «Пусть маэстро Лука покажет тебе, как умножать корни», - напоминал он себе в одной из многих подобных пометок. Занявшись математикой, Леонардо, несмотря на юный возраст, вскоре стал задавать такие сложные вопросы, которые ставили учителя в тупик.
Однако всю жизнь Леонардо отличался непостоянством и переменчивостью увлечений и интересов. Какое-то время посвятил изучению музыки, игре на лире, лютне и пению, но затем бросил, хотя, по словам его первого биографа Джорджио Вазари, божественно пел, аккомпанируя себе на лире.
Талант живописца
Больше всего он увлекался тогда рисованием и лепкой. Отец взял несколько рисунков сына и показал своему другу, художнику Андреа Вероккьо. Они привели мэтра в восхищение, и 15-летний юноша поступил учеником в мастерскую художника. Вместе с ним там работали Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и другие уже известные во Флоренции живописцы. Шли годы. Но по-прежнему Леонардо не мог посвятить себя какому-либо одному занятию. Он стал разрабатывать проект канала, чтобы отвести реку Арно и соединить Флоренцию с Пизой, делал рисунки мельниц, сукновальных станков и других машин, которые можно было приводить в движение силой воды. Интерес Леонардо к науке и технике объясняют двумя причинами. Во-первых, само время требовало фундаментальных знаний. С другой стороны, интерес к науке отвечал складу его ума. Вопросы науки и искусства оказались затем неразрывно связанными в его творчестве. Живопись заставляла его решать проблемы оптики; занимаясь скульптурой, он изучал анатомию; для создания архитектурных проектов требовались инженерно-технические знания.
Между 1476 и 1478 годами, Леонардо открыл собственную мастерскую и ушел от Вероккьо. Однако в отличие от других художников он не пользовался покровительством семьи Медичи, фактических хозяев Флоренции. Зная о его непостоянстве, Медичи считали его ненадежным исполнителем заказов. В 1481 году, когда Леонардо было уже 29 лет, папа Сикст VI решил пригласить лучших тосканских художников для работы в Ватикане. Рекомендовать их мог только Лоренцо Великолепный. Были приглашены Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли, Перуджино, Пинтуриккьо… Леонардо да Винчи в этом списке не оказалось, и он понял, что во Флоренции, пока она под властью Медичи, у него нет будущего. Тогда он решил податься на север и год спустя уехал в Милан искать покровительства у могущественного властителя города Лодовико Сфорца.

В Милане
К этому времени у Леонардо сложились основные профессиональные интересы. Им были накоплены большие знания благодаря активному чтению, наблюдению и опытам, беседам с друзьями-учеными. Он обратился к Лодовико Сфорца с письмом, в котором предложил разработки нового оружия и проекты возведения фортификационных сооружений, лишь вскользь упомянув о своих достижениях в искусстве. Например, Леонардо предлагал сделать пушку с тридцатью шестью стволами, по двенадцати в каждом ряду: пока один ряд стреляет, другой охлаждается, а третий заряжается. Проект многоствольной пушки, оставшийся тогда на бумаге, предвосхитил создание ракетной установки. Другим его изобретением был снаряд, который взрывался при ударе, рассеивая вокруг куски металла. Имя британского офицера Генри Шрапнеля, воплотившего в жизнь идею Леонардо в конце XVIII века, стало нарицательным.
Лодовико Сфорца, тем не менее, не заинтересовали военные изобретения. Войне он предпочитал интриги. Привлек же его внимание проект изготовления конной статуи, которая позволила бы увековечить память Франческо Сфорца, отца Лодовико, и упрочить его собственное положение в Милане. Модель конной статуи, так называемого Коня, художник лепил с перерывами много лет и закончил ее (за исключением всадника) в конце 1493 года. Произведение было грандиозным. Когда его выставили на всеобщее обозрение, Леонардо сразу стал знаменитым, и его слава распространилась по всей Италии. Воплотить модель в бронзе не удалось – не хватало металла на отливку. Она была утрачена через несколько лет при захвате Милана французскими войсками. Сохранились только рисунки, которые и сами по себе являются истинными произведениями искусства.
Работа над «Конем» продолжалась много лет по двум причинам: из-за неспособности Леонардо долго сосредотачиваться на одном деле и из-за постоянных требований герцога заняться другими поручениями. То художник становился придворным портретистом («Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера» – портреты любовниц Сфорца), то расписывал своды и потолок одного из залов дворца. Но чаще всего ему поручали роль сценографа дворцовых развлечений. Он выступал и как художник, выполняя эскизы маскарадных костюмов и декораций для театрализованных представлений, и как механик, приводивший сцену в движение, и как
пиротехник, изготовлявший праздничные фейерверки.
«Тайную вечерю» Леонардо начал писать по просьбе Сфорца в 1495 году. Эта фреска на торцевой стене трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане слишком хорошо известна, чтобы о ней говорить подробно. Но об одной авторской находке нельзя не упомянуть: он блестяще решил сложнейшую композиционную задачу, разместив тринадцать человек (Иисуса и двенадцати его апостолов) за прямым столом.
В Милане Леонардо помогали ученики. Ни один из них не оставил своего имени в искусстве. Но Франческо Мельци, который отплатил своему учителю глубокой бескорыстной привязанность, все-таки заслуживает упоминания. Он делал все, чтобы смягчить тяготы последних лет жизни учителя и оставался с ним до последней минуты. Его почти басенным антиподом был другой ученик, Андреа Салан или Салаино, который пришел в мастерскую Леонардо десятилетним мальчиком в 1490 году. Внешне очень привлекательный, с густыми вьющимися волосами, Салаино оказался нечестным и жадным. Он то и дело обманывал Леонардо, воровал у него деньги, хотя тот постоянно покупал ему новое платье и обувь и не отказывал в средствах.
Принцип Леонардо
Судя по описаниям, Леонардо был высок, хорошо сложен, темноволос. Обладал большой физической силой. Одной рукой, пишет Вазари (создатель масштабного труда «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»), он мог согнуть подкову, а мужеством и высотой духа обладал поистине королевскими. Это был непосредственный, живой, добрый и обаятельный человек.
В то же время Леонардо был в высшей степени независим в суждениях и поступках. Могущественные покровители не имели над ним власти. Не стал исключением и Сфорца. Например, Да Винчи по собственному усмотрению откладывал работу над «Конем» и принимался за изучение анатомии. Причем созданные им в то время рисунки и в наши дни используются в учебных пособиях. Леонардо впервые описал клапан правого желудочка сердца, который теперь носит его имя.
Ботаника до него существовала только в виде прикладных знаний аптекарей и знахарей. Никто в отличие от Леонардо не придавал значения влиянию солнца и земного притяжения на растения. Он первым открыл возможность определять возраст деревьев по годовым кольцам. В области геологии дал правильное объяснение морских отложений, найденных в Апеннинах. Он считал, что места таких отложений были когда-то дном мирового океана вопреки учению церкви о том, что Бог отделил сушу от моря на третий день творения. Весьма существенными были также достижения Леонардо-ученого в области оптики, математики, механики. Он близко подошел к формулировке первого закона Ньютона – закона инерции. До Ньютона инерцию много лет называли «принципом Леонардо».
Некоторые трактаты и дневники ученого были написаны так, что их трудно было разобрать. Он писал справа налево перевернутыми буквами. Такой текст легче читать с помощью зеркала. По одной из версий он якобы хотел защитить свои научные идеи от любопытствующих или конкурентов. Однако в действительности Леонардо не скрывал свои открытия. Напротив, по возможности он стремился их публиковать. Но он был левшой, и ему было удобнее и быстрее так писать. Свои письма или письменные распоряжения он писал обычным почерком.

В поисках новых покровителей
Служба у герцога Сфорца закончилась в 1499 году, когда король Франции Людовик XII напал на Милан. Французские войска взяли Лодовико Сфорца в плен и отправили в Париж, в тюрьму. Леонардо не испытывал симпатии к какому-либо политическому режиму или привязанности к определенному месту. В Италии, раздробленной на множество монархий и республик, часто враждовавших между собой, он, как многие талантливые люди, был одинок и независим. Конец правления герцога Сфорца означал для Леонардо лишь то, что теперь необходимо было искать другого покровителя, чтобы располагать средствами и временем для занятия наукой.
Направившись вместе со своими учениками Мельци и Салаино во Флоренцию, Леонардо три месяца провел в Венеции, которой в тот момент угрожали турецкие войска. Он надеялся продать здесь проекты своих фортификационных сооружений и даже произвел топографическое обследование окрестностей города. Однако договориться с дожами не удалось. Венеция избавилась от турок без его помощи.
Пребывание во Флоренции также было непродолжительным. Здесь он получил заказ на алтарную картину для монастыря Благовещения. Весной 1501 года предварительный набросок картины был готов. Однако вскоре художник с учениками покинул Флоренцию, не успев перевести картон на полотно. Он отправился в Рим к Цезарю Борджиа, который взял его на службу в качестве военного инженера. Борджиа, незаконный сын папы Алессандро VI, вел войну за присоединение к Папскому государству области Романья. Он поручил Леонардо обследовать, в частности, состояние укреплений герцогства Урбино. Там произошло знакомство Леонардо да Винчи с Николо Макиавелли, который был послом флорентийской республики и сопровождал Борджиа, делая наброски своей будущей книги «Государь». Вскоре Леонардо и Макиавелли стали друзьями.
В 1503 году они вместе покинули Борджиа и вернулись во Флоренцию. Макиавелли, используя свое положение секретаря флорентийского Совета десяти, выхлопотал другу крупный заказ: расписать стену залы заседаний Синьории сценами из военной истории города. Леонардо выполнил заказ, но оказалось, что изготовленные им масляные краски плохо держатся на извести и осыпаются.
Леонардо бросил фреску и занялся аэродинамикой. Однако вскоре вернулся к живописи. Он стал писать портрет жены флорентийского купца Франческо дель Джокондо Лизы, которая произвела на него такое сильное впечатление, что он на три года отказался от других выгодных предложений и проектов, посвятив себя созданию ее портрета. По словам Вазари, это была «точная копия натуры».
Флорентийский Совет десяти между тем требовал от Леонардо привести в порядок настенную живопись в Палаццо Веккьо, нарисовать на ее месте другую картину, либо вернуть полученные деньги. Ни одно из поставленных условий его не устраивало. На выручку пришли французы. Французский губернатор миланского герцогства от имени короля Людовика XII, восхищавшегося «Тайной вечерей», пригласил Леонардо в Милан. Город снова стал его пристанищем. На этот раз до тех пор, пока в 1512 году французские покровители не покинули герцогство, потерпев поражение от швейцарцев.
Леонардо написал в Милане несколько портретов, как и при Сфорца устраивал придворные праздники, но в основном занимался проектами прокладки оросительных каналов в Ломбардии. Гонорары за выполненные заказы быстро таяли, но вскоре забрезжила надежда на новое покровительство. Римским папой под именем Льва Х был избран сын Лоренцо Великолепного – Джованни Медичи, и многие художники, памятуя благосклонное отношение к искусству его отца, отправились в Рим. Последовал их примеру и Леонардо. Однако Лев Х повел себя с ним весьма холодно. В 1515 году папа решил вступить в переговоры с новым королем Франции Франциском I. В Болонью, где была назначена встреча, поехал и Леонардо. Король, познакомившись с ним, предложил ему поселиться во Франции, и последние три года своей жизни Леонардо да Винчи провел, постепенно угасая, в подаренном ему замке Клу близ города Амбуаз. Он умер 2 мая 1519-го, через год после того, как написал завещание. Свои рисунки и записи он оставил Франческо Мельци, а виноградник под Миланом – Андреа Салаи.



Source: [Валерий Простаков, член Союза журналистов Москвы, заслуженный деятель культуры России] [2005-01-19]
loading загрузка

Журналы
Колесо обозрения
© Portu