руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
10 янв.
11:14
Журналы
Колесо обозрения
© Portu

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Далин Марк Александрович- химик

1906

Имя Далина стало всемирно известным еще при жизни. Это сумел пославить
нашу нефтехимию на всю страну Советов и дальнее зарубежье.
Его интеллект, эрудиции, безупречная логика, с которой он оперировал любыми гипотезами, с которой он оперировал любыми гипотезами, поражали всех.

ЗНАМЕНИТЫЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ АКАДЕМИК, ДВАЖДЫ ЛАУРЕАТ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ, КАВАЛЕР ОРДЕНА СЛАВЫ. СЕГОДНЯ ЕМУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 100 ЛЕТ. ОН ПРОЖИЛ ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ. ОН СУМЕЛ СОТВОРИТЬ СВОЮ СУДЬБУ, КОТОРАЯ ОКАЗАЛАСЬ ПЛОДОТВОРНОЙ. ОБ ЭТОМ ГОВОРИЛИ ВСЕ, КТО ВСПОМИНАЛ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО НА ЮБИЛЕЕ, КОТОРЫЙ НЕДАВНО ПРОВЕЛИ В ЕГО ЧЕСТЬ НАНА И АзГосНИИ "ОЛЕФИН".
ВСПОМНИТЬ ВСЕ
Он родился весной 1906 года в Баку в интеллигентной семье - его отец, Александр Далин, был известным инженером-строителем. Однако трудовая жизнь мальчика началась довольно рано, в 14 лет. В смутные годы советизации "белые" инженеры не пользовались доверием власти, и Марку пришлось идти работать, чтобы помочь отцу.
Он поступил на работу в управление Электротока контролером-учетчиком. Ему нравилась эта работа, потому что, помимо зарплаты, он приносил домой царский паек: кусок мыла и пакет с восхитительно вкусным изюмом. Кроме того, он мог совмещать эту работу с учебой сначала в школе, а потом и в институте. И это еще не все: он был очень любознательным мальчиком, а работа учетчика давала возможность общаться с самыми разными людьми. Его умению находить подход к самым разным клиентам позавидовал бы любой психолог. Он производил благоприятное впечатление на всех, с кем общался, и потому начальство посылало его в самые "проблемные" или именитые дома.
Вот какую историю рассказал мне ученик Далина - академик Н.Сеидов. Как-то Марка отправили на квартиру Кирова проверить показания электрического счетчика. Дверь открыл сам Сергей Миронович, спросил, что надо. "К сожалению, вы в первый раз открываете мне дверь, - вежливо сказал мальчик, - а я к вам прихожу ежемесячно". "Тогда давайте знакомиться", - усмехнулся главный коммунист республики. Задал несколько вопросов: учится ли Марк, чем интересуется. Мальчик довольно бойко отвечал, и Киров предложил продолжить разговор за чашкой чая.

ВЫБОР

В школе Марк слыл вундеркиндом, "всезнайкой", "ходячей энциклопедией". Уже в те годы его эрудиция казалась безграничной. Он знал классическую музыку, увлекался литературой, читал наизусть тьму стихов и говорил обо всем - от тайн мироздания до проблем философии и медицины. Особенно любил театр. Он хотел учиться дальше. В семнадцать лет все мы делаем выбор. Чему учиться? Где учиться? Как важно тут не ошибиться. С судьбой, выбранной случайно, трудно потом развестись. Марк обсуждал это в семье. Идею изучать лингвистику или театр родители отвергли сразу: "Умрешь с голоду". Профессия строителя не нравилась Марку, негативный опыт Далина-старшего не впечатлял. Брат Петр увлекался физикой, но это казалось скучным занятием. Самое перспективное для Баку дело - нефтяное, и с очень широким диапазоном. В 1924 году Марк поступает на технологический факультет Азербайджанского индустриального института.
Решение выбрать профессию на стыке науки и производства было большой удачей. Ему повезло: после окончания института молодого специалиста направили на единственный в Советском Союзе завод, где подвергали высокотемпературному разложению керосин с целью получения толуола (взрывчатого вещества), а также бензола и нафталина. Он окунулся в опытно-исследовательскую работу на одной из промышленных печей. Предложения молодого ученого сразу были использованы в промышленности. "За произведенную работу меня премировали, - вспоминал Далин, - причем, весьма оригинально. Прихожу домой и вижу: стоит книжный шкаф. Мне объясняют, что директор премировал меня и еще несколько работников таким аналогичным образом за успешную работу. Это было обычно в то время, руководитель предприятия обладал очень большими правами".

ЗВЕЗДНЫЕ ЧАСЫ МАРКА ДАЛИНА

Еще один счастливый поворот в судьбе. В 1932 году он перешел на работу в Азербайджанский нефтяной научно-исследовательский институт, где была создана группа из шести человек для разработки технологии этилового спирта. Далин был одним из ее руководителей. По нынешним временам эту работу выполняли бы 40-50 человек. Эта группа в довольно короткие сроки разработала схему процесса получения сернокислотным методом. В 1933 году Далин с уполномоченным Наркомтяжпрома СССР по Азербайджану Гусейновым выезжает в Москву с докладом о работе и тремя литрами синтезированного ими спирта. Их принял сам нарком Орджоникидзе. После обстоятельных бесед и консультаций было принято решение создать в Баку опытное производство синтетического спирта. Тогда и дали название заводу - Азербайджанский синтетический каучук - Аз.СК, имея в виду основной задачей получение спирта для производства каучука. Главным инженером, а потом и директором назначается Марк Далин. Ему было всего 28 лет.
Вопреки скепсису классических ученых, привыкших считать, что на "стыках наук растет только бурьян", Далин занимается междисциплинарными проектами. Начиная с 1935 года под его руководством были разработаны процессы пиролиза различных видов нефтяного сырья, разделения пирогаза, алкилирование бензола этиленом и пропиленом на хлористом алюминии. Далинские открытия того периода считаются звездными, потому что благодаря им нефтехимия внезапно становится чрезвычайно важной наукой не только в Азербайджане, но и в СССР, а Марк Далин - лидером нефтехимического синтеза в промышленности Советского Союза. ПОД

ДЫМОВОЙ ЗАВЕСОЙ

Годы Великой Отечественной войны - особая глава в жизни Марка Далина. Аз.СК становится оборонным предприятием, поставляя фронту продукцию, имевшую стратегическое значение. Малоизвестный факт: к заводу Аз.СК была прикомандирована группа специалистов, которую возглавлял знаменитый И. Курчатов. Они конструировали аппараты для дымовых завес, компактный огнемет и другие виды военного оружия, в разработке которого Далин принимал активное участие. Среди материалов, в которых остро нуждалась оборонная промышленность, было органическое стекло. Так вот азербайджанский комплекс Изопропиловый спирт - ацетон был самым крупным поставщиком сырья для производства органического стекла. Труды Далина были по достоинству оценены. В 1946 и 1952 годах он дважды удостаивается высшей награды СССР - Сталинской премии. В 1959 году его избрали действительным членом Академии наук Азербайджана и академиком-секретарем отделения химических наук АН республики.
- Я познакомился с Далиным в конце 50-х годов, - рассказывает академик Сеидов. - После окончания университета меня направили на завод СК работать под его началом. Получение нового синтетического каучука в те годы было модной тематикой в мировой химии. Работы азербайджанских ученых вызывали огромный интерес, к нам приезжали из многих стран. И мне, молодому специалисту, прикоснуться к первоисточнику было огромной удачей. Работать с Далиным было большим счастьем. Человек огромного обаяния, замечательной интуиции, образованный, доброжелательный, он притягивал к себе людей, одаривал богатством души, заражал энергией. Марк Александрович мог удерживать внимание аудитории несколько часов. Он любил театр и забавлял нас театральными историями из своей жизни.
Академик Сеидов рассказал две из них.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

...В 1925 году в Баку приехал на гастроли МХАТ. Билеты на все спектакли были проданы, а юный Далин с друзьями мечтал посмотреть "Царя Федора Иоанновича". Пошли на удачу - вдруг у кого-то окажется лишний билетик. Прохаживаясь перед театром, Марк неожиданно увидел, что приехал Сергей Есенин. Юноша бросился к поэту, поздоровался, попросил помочь. Видимо, он был очень убедительным, потому что, когда у служебного входа появился Качалов и пригласил поэта в зал, Есенин, улыбаясь, ответил: "Я не один, со мной друзья". А рядом с Марком собрались уже человек двенадцать. "Ребята, - предложил Качалов, - если вы не возражаете смотреть спектакль, лежа на досках, которыми перекрыта оркестровая яма, я вас устрою". Ребята не возражали. Не шевелясь, они послушно "пролежали" четыре часа.
Еще одна театральная история, относящаяся к 1928 году. В составе группы студентов Далин поехал на экскурсию в Ленинград. Ну как же не пойти в Мариинку? Однако билетов в кассе нет. Марк - к администратору: "Мы проехали три тысячи километров из Баку, чтобы попасть в ваш прославленный театр. Согласны на любые условия". "Ладно, - сказал администратор, - я понимаю ваше горячее желание. Но у меня свободна только бывшая царская ложа, думаю, вам будет там неплохо". "Мы действительно получили огромное удовольствие, - вспоминал Марк Александрович. - Опера "Хованщина" - одна из блистательных постановок тех лет. И места в царской ложе оказались по-настоящему царские".
Народная артистка республики, режиссер Г.Гюльахмедова до сих пор хранит визитную карточку знаменитого химика - завсегдатая Русского драматического театра времен 50-60-70-х годов. Гюльджахан ханум вспоминает, что Далин не пропускал ни одной премьеры. "В те годы у нас был замечательный зритель, - говорит она, - а Далин был совершенно особенным: остроумный, благожелательный, всегда с цветами. По-моему, в театр он приходил, как на праздник".
- Далин был ученым с уникальным озарением и инженерной хваткой, - считает ректор АзИИ Сиявуш Караев. - В нем чувствовалась большая внутренняя культура. И в то же время он был земным человеком. Любил понятные и простые вещи. Я помню его интеллектуальные чаепития, которые он устраивал для своих сотрудников после работы. Много юмора, много теплоты, много сердечности.

ЛЮБОВЬ

Эпоха 50-60-х - время послевоенной эйфории, когда бакинцы стали выстраивать иную территорию существования, иные способы общения. Центр вечерних прогулок переместился с бульвара на Торговую (сейчас - ул. Низами). Это был самый веселый уголок города, самый оживленный "пункт" обмена светской информацией. Рожденный в то время термин "золотая молодежь" в глазах общества ассоциировался с более свободными отношениями полов, яркой раскованной модой, джазовой музыкой, новой волной в кино и литературе. "На Торговой можно было часто встретить Марка Далина со своей красавицей женой Лидой, - вспоминает профессор Валида ханум Везирова, которая общалась с семьей академика. - Он жил в этом районе, он был своим в этом фланирующем светском потоке. Он и жену себе выбрал из среды "золотой молодежи". Они были очень разные - Марк и Лида: по возрасту (она была намного младше), по положению, интеллекту. Но это был гармоничный брак. Безусловно, в их отношениях были свои проблемы, но они с пониманием относились друг к другу. Она родила ему двоих детей, создала семейный уют, следила, чтобы муж одевался модно, но в соответствии со своим высоким статусом.
- Помню, - после паузы продолжила Валида ханум, - когда Лида умерла (от рака), я пошла к ним, чтобы выразить соболезнование. Марк Александрович стоял на лестничной площадке, потерянный и несчастный. "Рано ушла Лида, - сказала я, - она была еще такая молодая, жизнелюбивая". "Я ее потерял, - глухо повторял он, - я ее потерял".
Он любил Лиду, как Данте - свою Беатриче. "Лида была душой загородных пикников, которые устраивал Марк Александрович для нас, своих коллег, - вспоминает академик Сеидов. - Она давала уроки твиста и буги-вуги на песке. Это было очень весело. Далин остался верен ей до конца дней своих".

"НАДО ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ"

Без сомнения, научную конференцию "100 лет Марку Далину" можно отнести к числу особых событий. Собрались все ученые-химики - от живых классиков, патриархов науки: И.Ибрагимова, А.Эфендиева до самых успешных учеников и последователей Далина: Н. Сеидова, М.Рустамова, Г. Мамедалиева, З.Муслимзаде, Ф.Шейхова, З.Салаевой, Г. Мартыновой и др. Словом, вся нефтехимическая элита республики оказалась в одно время и в одном месте, а точнее, в конференц-зале старой Академии наук, чтобы почтить память великого ученого. Столь замечательная идея пришла в голову энтузиастам АзНИИ "Олефин". (Этот институт был создан Далиным, он же долгие годы был его бессменным директором) Самой поразительной в этой встрече была атмосфера - исключительно демократичная, доброжелательная, деловая, интеллектуальная. Тон задал ведущий высокое собрание - председатель химического отделения НАНА, академик Аяз Эфендиев.
Иногда кажется, что время той науки прошло. Но это не так, она неотторжима от истории, неотторжима от сегодняшнего дня. Потому что в этом новом мире нужно понять не только готовые результаты, но и те пути, средства, методы, гениальные озарения первооткрывателей, которые привели к ним.
Начав свою карьеру с провидческих открытий, Далин пытался предугадать будущее нефтехимической науки и место в ней АзНИИ "Олефина". Он предсказывал и сегодняшний поворот событий, когда институт может попасть в критическую ситуацию. В последнем своем интервью международной газете Econom-Express Далин сказал: "Надо думать о будущем. При правильной постановке и умелом решении вопроса институт олефинов будет приносить еще большую пользу науке и промышленности. Просто за основу надо брать интересы республики". Пожалуй, это самый главный итог, который громко прозвучал на конференции: институт должен жить, развиваться на благо своей страны.

Надежда Исмайлова




© Private 7

Source: http://zerkalo.az/rubric.php?id=2076
loading загрузка

Спорт
Евро 2024
© Jarreau