руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
10 янв.
11:20
Журналы
Куплю остров
© Portu

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Байрамалибекова Марьям - жена “врага народа”

1898 - 1987

Основательница благотворительного общества и первой в Лянкяране школы для девочек, одна из первых в Азербайджане женщин-просветительниц Марьям Байрамалибекова прожила трудную, полную невзгод жизнь.

Она родилась в 1898 году в семье известного как в Лянкяране, так и во всем Азербайджане деятеля культуры, этнографа, фольклориста, краеведа и народного учителя - Теймурбека Байрамалибекова. Еще в раннем детстве Марьям зачитывалась книжками, проявляла интерес к наукам. Теймурбек обучил ее русскому, персидскому и арабскому языкам. Когда маленькая Марьям читала священный Коран, взрослые не могли скрыть своего восхищения. Мама Марьям - Ширин ханум происходила из рода Талышхановых, блестяще владела русским языком, переводила художественные классические произведения. В тот период она была единственной женщиной в Лянкяранском уезде, в совершенстве владевшей русской речью.
Теймурбек сам был передовым человеком, относился к числу свободолюбивых интеллигентов. Глава семьи стремился приобщить дочерей к знаниям, справедливо полагая, что образование - один из основных факторов семейного счастья. В 1906 году Теймурбек определяет старшую дочь Марьям в Бакинскую мусульманскую школу для девочек, которой покровительствовал Гаджи Зейналабдин Тагиев. Марьям заканчивает школу в 1913 году и, сдав на “отлично” вступительные экзамены, поступает в учебное заведение “Святая Нина”. В 1917 году она с золотой медалью завершает учебу и поступает в Московский медицинский институт. Расходы по обучению взял на себя бакинский миллионер Муртуза Мухтаров. Однако завершить эту учебу помешала грянувшая в России Октябрьская революция. Пришлось Марьям ханум прервать учебу и вернуться на Родину.
В доме Теймурбека Байрамалибекова функционировала школа для мальчиков. Школы для девочек в южной зоне в те годы не было. Марьям ханум с усердием берется за дело и с помощью отца открывает в Лянкяране учебное заведение для представительниц “слабого пола”. Теймурбек выделил под классную комнату одно из помещений собственного дома. Отец и дочь обошли весь Лянкяран, собирая девочек в первую женскую школу. Это было время, когда отцы-мусульмане настрого запрещали дочерям овладевать знаниями. Но, несмотря на проблемы, Марьям ханум сумела убедить людей, и скоро комната уже не могла вместить всех желающих. Послушать рассказы молодой учительницы приходили даже набожные женщины. Примечательно, что преподавание здесь велось на русском языке. Чтобы повысить уровень эстетического воспитания своих подопечных, Марьям ханум организовала и вела занятия в драматическом, хоровом и музыкальном кружках. Труд ее не прошел даром: выпускницами этой школы в разные годы были выдающиеся мастера сценического искусства - народные артистки республики Хагигат Рзаева, Джахан Талышинская, Мунаввар Калантарли.
Марьям ханум была единственной в Лянкяране женщиной-педагогом. Она вела непримиримую борьбу с безграмотностью, косностью, пыталась привлечь женщин к культурной и общественной жизни. С этой целью Марьям ханум создала в Лянкяране первое женское благотворительное общество.
В те годы в Лянкяранском уезде бесчинствовали банды белогвардейского генерала Деникина. Учитывая тяжелое положение, сложившееся на юге, правительство назначает генерал-губернатором края Джавад бека Мелик-Еганова. Прибывший на место Джавад бек объявляет военное положение. В то же время Марьям ханум гневно протестует против вторжения военных на территорию гимназии. В письме к генерал-губернатору она просит оградить школу от своеволия распоясавшихся военных. Джавад бек, посетив школу, просит прощения за причиненное беспокойство. Эта встреча заложила основы для создания будущей семьи...
В 1921 году Джавад бек и Марьям ханум переезжают в Баку. В 1925 году Марьям ханум, работавшая директором городской школы №89, избирается делегатом I съезда учителей СССР. На этом всесоюзном форуме она представляет не только преподавательниц Азербайджана, но и всех женщин Востока. Русская речь Марьям ханум восхищает Н.К.Крупскую. Нарком просвещения Анатолий Луначарский галантно целует ей руку и предлагает работу в Москве. Она отказывается... “Сейчас я больше нужна на Родине”, - говорит Марьям ханум.
М.Байрамалибекова очень хотела получить высшее образование. В 1927 году она поступает на юридический факультет Бакинского государственного университета, а спустя четыре года завершает учебу с дипломом отличия. Занятия в аспирантуре она умудрялась совмещать с педагогической и общественной деятельностью. Благодаря ее переводам, русскоязычный читатель познакомился с творчеством азербайджанских поэтов - Вагифа, Видади, С.Вургуна, С.Рустама.
В семье Мелик-Егановых росли три дочери. Родители делали все, чтобы дети получили хорошее образование, стали достойными гражданами своей страны. Жизнь дружной семьи нарушилась в 1930 году. Как известно, Джавад бек Мелик-Еганов был одним из 16 членов азербайджанского парламента, в 1918 году подписавших декларацию о независимости республики. Через 12 лет большевики вспомнили о “проступке” Джавад бека, и после изнурительных судебных процессов постановлением ГПУ (Главное политическое управление) бывший генерал-губернатор Лянкяранского уезда на 10 лет отправляется в один из исправительных лагерей далекой Карелии. Там он и умер в 1942 году.
Однако злоключения семьи Мелик-Егановых на этом не закончились. На Марьям ханум сначала навесили страшный в то время ярлык “жены врага народа”, а в 1937 году привлекли к суду как активного члена мусаватской партии, хотя она никогда не принадлежала ни к одной политической организации. Марьям ханум ищет помощи у председателя Центрального исполнительного комитета СССР М.И.Калинина. Но тщетно... 15 ноября 1937 года сотрудники НКВД арестовывают ее в собственной квартире. Марьям ханум разделила участь верного спутника жизни Джавад бека Мелик-Еганова. Первые месяцы в заключении она провела в Баиловской тюрьме, затем узницу этапировали в далекий Архангельск. На берегах Северной Двины ей поручали самые тяжелые работы. Накопленные за жизнь знания Марьям ханум очень пригодились. Женщина освобождается от непосильного физического труда и исполняет обязанности бухгалтера на одном из местных предприятий. Вскоре ее настигает тяжелая болезнь - повреждение сетчатки глаза. Под видом лечения от недуга Марьям ханум переводят в Бутырскую тюрьму в Москве. После “лечения” она вновь оказывается в Архангельске, затем в карагандинской тюрьме...
В 1948 году заканчивается срок заключения, и М.Байрамалибекова возвращается в Баку. К тому времени она практически ослепла и не могла продолжать трудовую и общественную деятельность. Инвалидность причиняет ей моральные муки. Вместе с тем, женщина, пережившая сталинские репрессии, но оставшаяся непреклонной, обращается в высокие инстанции, требует пересмотра ее дела.
В 1956 году, наконец, восторжествовала справедливость. Решением коллегии Верховного суда СССР с М.Байрамалибековой были сняты все обвинения, ее имя внесли в списки реабилитированных. Ее муж - Джавад бек Мелик-Еганов был реабилитирован годом позже - в 1957-м.
С 1964 года государство установило Марьям ханум персональную пенсию. Умерла она в Баку в 1987 году в возрасте 89 лет. Уже в 2000 году в доме, где жил Джавад бек Мелик-Еганов, была установлена мемориальная доска. К сожалению, имя и заслуги Марьям ханум Байрамалибековой оказались обойдены вниманием потомков. Конечно, было бы справедливым назвать ее именем школу или улицу в Баку или в родном Лянкяране. Самоотверженная женщина заслужила этого!

Агаддин БАБАЕВ



© Jonka






Source: http://nashvek.media-az.com/345/objestvo.html
loading загрузка

Журналы
И не спрашивай , я не знаю.
© Saks