руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
10 янв.
11:18
Журналы
Куплю остров
© Portu

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Шушинский Хан - певец-ханенде

20.8.1901

Выдающимся народным певцом-ханенде, творчеством которого гордится Шуша, является Хан Шушинский. Более пятидесяти лет жизни посвятил он служению искусству. Его неповторимое мастерство исполнения классических азербайджанских песен общеизвестно. Голос Хана превосходно звучал как в нижнем, так и в верхнем регистрах. Не случайно старые мастера мугамов утверждают, что так пел только Гаджи Гуси.

Исфендияр Аслан Ага оглы Джеваншир, известный под, именем Хана Шушинского, родился 20 августа 1901 года в Шуше.

Происхождение его псевдонима связано с любопытной историей. Осенью 1918 года в живописном карабахском селе Новрузлу люди собрались на свадьбу. Среди приглашенных: были и Ислам Абдуллаев со своим 16-летним учеником Исфендияром. Ханенде Ислам обратился к хозяину дома: "Я вижу, друг мой, граммофон на подоконнике. Заведи, пожалуйста, пару пластинок, пока мы чай будем пить".
Хозяин не заставил себя ждать. Он завел грампластинки с записью мугама "Кюрд-Шахназ" в исполнении Абульгасана Хана. Ханенде Ислам, зная, что его ученик любит творчество Абульгасана Хана, обратившись к Исфендияру, сказал:
- Было бы неплохо, чтобы мы услышали "Кюрд-Шахназ" еще раз, но теперь в твоем исполнении.
Гости дружно поддержали Ислама. Исфендияр прекрасно исполнил трудный, требующий большого мастерства мугам "Кюрд-Шахназ". Удивлению гостей не было предела: "Да ведь этот парень - настоящий Хан!" Больше всех успеху юноши радовался его учитель Ислам Абдуллаев. С нескрываемым чувством гордости он произнес:
- Исфендияр! С этого дня ты Хан Шушинский!

Исфендияр часами мог слушать граммофонные пластинки с записью мугамов "Махур" в исполнении Джаббара Карягды оглы, "Чаргях" - в исполнении Сеида Шушинского и особенно "Кюрд-Шахназ" - в исполнении Абульгасана Хана. Выключив граммофон, юный певец с удивительной точностью воспроизводил только что услышанное.

До 1919 года Хан Шушинский учился у Ислама исполнению мугамов "Мирза Гусейн Сегяхы", "Раст", "Шуштер" и народных песен. Позднее решающее влияние на творческий рост Хана оказали Джаббар Карягды оглы и Сеид Шушинский.Когда-то его голос слышали лишь в чайханах и на свадьбах. А теперь ханенде пел в просторных и светлых концертных залах, в рабочих клубах, по радио. Он выступал во многих городах и селах Азербайджана, завоевывая все большую популярность.Впервые в нефтяном Баку Хан Шушинский выступил в 1923 году.

Бакинские зрители проявили большой интерес к выступлениям талантливого ханенде. В Доме обороны (ныне помещение Государственной филармонии) собрались видные деятели культуры и искусства, вся музыкальная общественность города, чтобы услышать 22-летнего ханенде из Шуши. Хан Шушинский выступил после таких признанных талантов, как Джаббар Карягды оглы, Шекили Алескер, Кечачи оглы Мухаммед, Сеид Шушинский.Бакинские газеты публиковали на своих страницах восторженные отзывы о выступлении Хана Шушинского.

После успешных бакинских гастролей в 1924-1928 годах, Хан Шушинский выступил с рядом концертов перед воинскими частями в Ханкенди и других городах. В августе 1928 года Союз искусств Грузии пригласил талантливого певца в Тифлис. Это был первый приезд Хана Шушинского в столицу Грузии. Ханенде пел в сопровождении тариста Балы Меликова и кеманчиста Левона Караханова в клубе имени Наримана Нариманова. Его выступления пользовались заслуженным успехом у многонациональной тифлисской публики. Слава о мастерстве Хана распространилась по всему Закавказью.

Начало сентября ознаменовалось выступлениями Хана в Ереванском доме просвещения (в сопровождении тариста Балы Меликова и кеманчиста Каро).
Восторженные слушатели долго не могли расстаться с ханенде, которому в ответ на их просьбы приходилось неоднократно исполнять мугамы "Хейраты", "Аразбары", "Махур-Хинди", "Баяты-Каджар", песню "Ираванда хал галмады". После ереванских гастролей Хан был приглашен а Нахичевань, где также выступил с большой программой.

В 1930-1934 годах Хана неоднократно приглашали в Баку. Концерты этих лет были особенно интересными и успешными. В печати появлялось много откликов на бакинские гастроли Хана. Так, газета "Коммунист" писала:

"Хан представляет собой карабахский самородок. Он не имеет никакого музыкального образования. Под аккомпанемент своего брата, талантливого тариста Аллахяра, Хан начинает мугам с низких басовых нот, затем переходит в среднюю тональность и, наконец, заканчивает на предельной высоте. Трели Хана несравненны и незабываемы".

В 1934 году Хана Шушинского приглашают на Олимпиаду искусств народов Закавказья, проведенную в Тифлисе. На этой Олимпиаде состязались в мастерстве наиболее известные вокалисты трех республик. Хан Шушинский завоевал первое место. ЦИК Закавказья наградил его Почетной грамотой.
Вернувшись с Закавказской олимпиады, Хан дал концерт для агдамских тружеников. Агдамская газета "Ленин ёлу" ("Ленинский путь") 5 июля 1935 года писала по этому поводу:
"Популярнейший народный ханенде, победитель Закавказской олимпиады Хан Шушинский побывал недавно на колхозных полях района, доставив огромное художественное наслаждение нашим колхозникам".

Часто выступал Хан Шушинский перед воинскими частями, над которыми он вместе со своими аккомпаниаторами взял шефство. В 1944 году с группой видных представителей азербайджанского искусства Хан Шушинский выехал в Иран и дал ряд успешных концертов в Тегеране, Тебризе, Ардебиле, Казвине, Реште и других городах.
Он был приглашен в Ширванскую резиденцию шаха, на приеме у которого замечательный ханенде с успехом исполнил в сопровождении тариста Аллахяра Джаванширова и кеманчиста Хафиза Мирзалиева "Мирза Гусейн сегяхы" и "Карабах шикесте".
Тегеранские газеты публиковали положительные отклики о выступлениях Хана.

С 17 по 27 декабря 1944 года в Тбилиси проходила музыкальная Декада закавказских республик, в которой вместе с прославленными представителями азербайджанского искусства принимал участие и Хан Шушинский. Он блестяще спел "Татар" и "Ери дам уста, ери", а также "Семаи-Шамс". Узеир Гаджибеков, высоко оценивший выступление Хана на этом концерте, писал:

"В программу третьего азербайджанского концерта были включены классическая музыка (мугамы) и образцы народного музыкального искусства, которые сумели донести до слушателя всю красоту и очарование наших национальных мелодий.Этот концерт еще раз ярко продемонстрировал, насколько глубоко уходит своими корнями в народное творчество азербайджанская музыка...

Декада продемонстрировала не только достижения азербайджанского музыкального творчества, но и возросший уровень исполнительского мастерства. Это показали выступления народного артиста СССР Бюль-Бюля, народного артиста Азербайджанской ССР Курбана Примова, Хана Шушинского и других мастеров сценического искусства".

В дни Декады азербайджанской литературы и искусства в Москве (1959) Хан Шушинский покорил всех своим сильным и красивым голосом. В Большом театре, в Зале имени Чайковского, на фабриках и заводах он пел стихи Физули, Вагифа, Самеда Вургуна на мотивы мугамов "Кюрд-Шахназ" и "Хейраты".

Хан безукоризненно владеет вокальной техникой. Он обладает редким по мощности голосом, которым управляет совершенно свободно. Можно с уверенностью сказать, что в истории азербайджанской музыкальной культуры Хан занимает почетное место после Джаббара Карягды оглы и Сеида Шушинского. Хан Шушинский взыскателен в подборе репертуара, выбора газелей и гошма, соответствующих духу и сущности мугамов. Он пользовался образцами классической поэзии - стихами Физули, Вагифа, Закира, Сеида, Самеда Вургуна. Немало песен сложено и самим Ханом Шушинским.

Хан отличался исключительной скромностью, простотой и трудолюбием. Однажды жена и дочь Хана Шушинского (следует сказать, что для сохранения чистоты голоса Хан женился очень поздно и у него родилась дочь, когда Хану было уже 57 лет) ушли в гости и Хан остался один дома. Внезапно прозвенел звонок и Хан пошел открывать дверь. Вошел незнакомец и Хан провел его в дом, угостил чаем. Они сыграли в нарды и незнакомец поспешил ретироваться. Правда, прежде чем уйти, он признался Хану, что собирался ограбить его квартиру, но так и не смог сделать это, поразившись гостееприимностью хозяина. На следующей неделе Хан услышал, что одна из квартир в соседнем доме все-таки была ограблена.

С большой почтительностью произносил он имена Джаббара Карягды оглы, Шекили Алескера, Бюль-Бюля, Ислама Абдуллаева, Сеида Шушинского, которых считал своими учителями. Однажды выдающегося азербайджанского певца Хана Шушинского пригласили в АзГосФилармонию на празднование юбилея русского поэта М.Ю.Лермонтова. Хан как всегда явился за два часа до концерта. Вдруг ему сообщают, что МирДжафар Багиров (первый секретарь КП Азербайджана в годы правления Сталина) приказал включить в азербайджанский мугам на слова Лермонтова. Хан не растерялся, взял томик Лермонтова, выбрал себя один из его стихов, перевел на азербайджанский язык и исполнил мугам так, как того хотел Багиров. "Хан - очень ответственный человек", - произнес Багиров по окончании концерта.

Творчество Хана Шушинского - несомненно, крупное художественное явление. Это большой мастер и знаток азербайджанской народной музыки. Узеир Гаджибеков в своих выступлениях всегда высоко оценивал голос и мастерство Хана Шушинского. А прославленный Джаббар Карягды оглы назвал его "лучшим певцом будущего". У Хана Шушинского был не только прекрасный голос, но и изумительная музыкальная память. Он знал бесчисленное множество старинных народных мелодий, сложных мугамов.Благодаря отличной вокальной школе Хан сохранил до последних своих выступлений свежесть голоса и умение владеть им.




© Jonka

 
Сайт: http://www.axtar.az/ru/index.php?option=com_content&task=view&id=322&Itemid=183

loading загрузка

Журналы
И не спрашивай , я не знаю.
© Saks